В число факторов, влияющих на то, почему ребенок не разговаривает в 3 года, входят индивидуальные особенности, застенчивость, отсутствие необходимости говорить, педагогическая запущенность и др. Чтобы помочь в этом случае, нужно проанализировать ситуацию и разобраться, что может мешать. Иногда причиной становятся физиологические дефекты. Если в 2 года детям еще дают время и не спешат с лечением, то в 3 уже рекомендуется обратиться к логопеду для диагностики и коррекции.
Нормы развития речи у детей
Пассивный словарь трехлетних детей в среднем насчитывает 1 000–1 100 слов. Они могут не произносить их в повседневной речи, но понимать значения. Дети уже учатся рассуждать о явлениях и предметах, начинают делать умозаключения. В этом возрасте предложения усложняются.
В 3 года наблюдается максимальная разница между речевым развитием среди детей. Одни только начинают строить фразы, тогда как другие уже тонко реагируют на ошибки, проявляют интерес к звуковому анализу.
Четырехлетним детям становится интересно общаться с другими людьми, они активно расспрашивают всех об окружающих предметах. В 5 лет лексикон расширяется до 2 500–3 000 единиц. Ребенок уже уверенно повторяет услышанное, но иногда может немного искажать смысл.
Доктор Комаровский советует обратиться к неврологу и логопеду, если в 3 года в речи присутствуют только простые слова: мама, папа, ам-ам и т. д. Насторожить должны произношение лишь первых слогов и невозможность построения даже простых предложений.

Почему ребенок не начинает говорить
Условно причины, почему ребенок не разговаривает в 3 года, можно разделить на внешние и внутренние. Первые затрагивают сторонние условия, не связанные со здоровьем. Внутренние факторы чаще всего патологические.
Внешние факторы
Если ребенок не говорит, но все понимает, проблема может заключаться в:
- Отсутствии мотивации. Чрезмерно заботливые родители выполняют все желания, даже если их не проговаривать. В результате у детей просто нет необходимости о чем-либо просить.
- Отсутствии примера. Дети учатся разговаривать, подражая родителям. Если последние не занимаются с ребенком, ограничиваясь лишь базовым уходом, ему не с кого брать пример.
- Двуязычии. Детям сложно учиться говорить в семьях, где говорят сразу на 2 языках. Им трудно вычленить лексемы и освоить базовые правила, не запутываясь.
- Чрезмерной требовательности со стороны родителей. Дети избегают давления, поэтому могут не откликаться на частые просьбы повторить что-либо. В тяжелых случаях ребенок предпочитает вовсе не разговаривать из-за негативного опыта.
Необходимо учитывать, что мальчики развиваются немного медленнее девочек. Для них небольшое отставание от сверстниц в речевом развитии является нормой.
Внутренние причины
Среди внутренних причин выделяют:
- Наследственность. Если кто-то из родителей начал поздно разговаривать, высока вероятность того, что история повторится.
- Неврологические болезни. Поражения речевых зон коры головного мозга приводят к задержкам в развитии. Спровоцировать развитие таких болезней могут травмы, сложные роды, перенесенные патологии и гипоксия.
- Нарушения функционирования органов артикуляции. Сложности с произношением вызывают короткая уздечка языка, слабый тонус лицевых мышц, плохой слух и т. д. Если ребенку трудно проговаривать слова, его речевое развитие задерживается. Он не будет даже пытаться строить сложные фразы.
Если ребенок в 3–4 года только мычит, но при этом сохраняет интонацию, требуется помощь специалиста.

Как помочь ребенку-молчуну
При отсутствии патологий ребенку, который долго не начинает говорить, можно помочь самостоятельно в домашних условиях. Для этого начинайте с азов: используйте простые и понятные слова, желательно иллюстрируйте их примерами или картинками.
Научите его правильно жестикулировать: это тоже способ общения. Показывайте на предметы пальцами. Кивайте головой, соглашаясь с чем-нибудь, или качайте, если ответ “нет”.
Говорите громко, медленно и четко. Составляйте простые предложения и не перегружайте их лишними словами. Используйте интонацию: она помогает детям понять и запомнить смысл сказанного.
Даже если ребенок пока не говорит, пытайтесь выстроить диалог с ним. Задавайте вопросы и смотрите ему в глаза. Комментируйте простыми фразами все действия, которые он выполняет.
Читайте стихи и сказки. Не бойтесь повторяться: это только пойдет на пользу. Попробуйте заняться развитием вестибулярной системы и мелкой моторики: доказано, что это положительно влияет на речь. Можно катать детей на качелях и каруселях, сортировать пуговицы и крупы, создавать поделки.