Диаметр футляра для канализации: расчет диаметра, назначение, способы прокладки

Диаметр футляра для канализации Полезно

Для защиты системы отведения бытовых стоков от негативных воздействий с внешней стороны применяют трубы большего размера, при этом требуется правильно определить диаметр футляра для канализации. Согласно строительным нормам трубопроводы под автомобильными дорогами, железнодорожными путями должны укладываться в футляр.

Назначение

Система отведения воды в большинстве случаев монтируется из полиэтиленовых труб. Несмотря на прочность этого материала, под давлением грунта или водной массы может произойти деформация трубопровода. Особенно часто такие ситуации возникают при прокладке канализации под автомобильными трассами, железнодорожными путями, в каналах или технических туннелях.

Футляр представляет собой дополнительную оболочку трубопровода. Назначение футляра на канализацию заключается в защите подземных труб из полиэтилена и аналогичных материалов от негативного воздействия с внешней стороны. В частности речь идет о давлении со стороны грунта, почвенных вод и других факторов, которые существенно снижают срок службы всех элементов канализационной системы.

Материал для изготовления

Обеспечить надежную защиту полиэтиленовых труб канализации может футляр из более прочного материала.  Тип и диаметр футляра для канализации определяются в зависимости от условия эксплуатации и сечения внутреннего трубопровода. ГОСТ и другие нормативные документы рекомендуют использовать следующее:

  • Для трубопровода стандартного диаметра подходят футляры из сварной прямошовной трубы.
  • Трубопровод большого сечения защищают футляром из спиралешовной трубы.
  • В местах, где предполагается высокая нагрузка на систему канализации, применяют защиту из горячекатаных бесшовных трубных изделий. Аналогичный материал можно использовать для трубопровода диаметром до 273 мм.

Стальные трубные изделия требуют обязательной изоляции, которая защитит т изделия от негативного воздействия грунтовой влаги, агрессивных веществ. Антикоррозийным эффектом обладает асбестоцементное, песчаноцементное, эпоксидное, полимерное покрытие.

В некоторых случаях футляры могут быть изготовлены из труб, которые использовались ранее в газопроводной или водопроводной системе. После нанесения дополнительного изоляционного покрытия прочность стенок значительно повышается.

Расчет диаметра

Футляр для канализационных труб должен иметь определенный диаметр, который важно

 учитывать при прокладке труб под автомобильными трассами и железнодорожными путями. При расчете чаще всего используется формула:

Dф = Dтр + 200 мм.

Здесь Dа обозначает внешний диаметр защитной оболочки, Dтр обозначает наружный диаметр рабочего трубопровода. Следовательно, для стандартной канализационной трубы диаметром 110 мм нужно использовать чехол сечением не меньше 310 мм.

Способы прокладки

Определяя метод прокладки футляра, во внимание принимают следующие факторы:

  • Диаметр трубопровода.
  • Длина магистрали.
  • Гидрогеологические условия местности.
  • Физико-механические свойства почвы.

Для каждого метода применяется соответствующее оборудование.

Канализация в футляре может укладываться в грунт открытым и закрытым способом.

Открытая прокладка

Если траншея будет проходить под автомобильной дорогой или железнодорожным полотном, то такой вариант предполагает полную остановку движения транспорта, разрушение дорожного покрытия. Это вносит определенные неудобства, которые касаются пассажиров и владельцев транспорта. Кроме того на восстановление трассы, благоустройство прилегающей территории потребуются дополнительные средства.

Закрытые методы

Такой вариант характеризуется следующими преимуществами:

  • Минимальные земляные работы.
  • Не требуется разрушения дорожного полотна или железнодорожных путей.
  • Непрерывное движение транспорта даже при выполнении монтажных работ.

Для закрытой прокладки канализации применяют несколько способов, в каждом из которых сначала обустраивают чехол, затем в него помещают участок труб канализационной системы.

Также читайте: Уплотнители для труб канализации: переходные манжеты, виды, размеры

Прокол

Методом прокола выполняют прокладку трубопровода, если внутренний диаметр футляра для канализации не превышает 40 см. В качестве основного оборудования применяют пневмопробойник с цилиндрическим корпусом. Основные узлы оборудования представлены ударником и воздухораспределительной системой.

Принцип работы следующий:

  • Сжатый воздух подается на корпус оборудования.
  • Затем наносится удар. Под действием ударной силы оборудование перемещается в грунте.
  • В образующуюся скважину затягиваю защитный кожух.

Главное преимущество метода направленного прокола – быстрота и минимальные земляные работы.

Продавливание

Если диаметр футляра для канализации под дорогой более 80 см, рекомендуется применить метод продавливания. Такой вариант предполагает выполнение следующих действий:

  • На одном конце стального футляра фиксирую специальный нож.
  • С помощью гидравлического домкрата трубу вдавливают в грунт.
  •  Нож срезает землю, которая в дальнейшем вручную вычищается из трубы.

Шнековое бурение

Такая прокладка футляра канализации предполагает применение специальной техники. Шнековые буровые машины помогают быстро уложить трубопровод под железнодорожным полотном или в густонаселенном районе.

Особенностью применения такого варианта является предварительная подготовка двух котлованов. С одной стороны делают рабочую яму, с другой – приемный колодец. С помощью шнековой машины прокладывают футляр для канализации под дорогой длиной до 100 метров. При этом стальной, бетонный или полимерный чехол может иметь диаметр от 100 до 1700 мм.

Преимущество бурошнековой прокладки – высокая точность. Максимальная погрешность отклонения не превышает 3 см.

Специальный футляр обеспечивает защиту трубопровода от негативных воздействий, предотвращает деформацию дорожного полотна в случае прорыва канализационных труб.

Видеообзор:

Всё полезное о канализации — gidkanal.ru 

GidKanal | Яндекс Дзен

ГидКанал